Это короткая статья о том, как смотреть тоновое решение работы в Photoshop.
Как известно, рисуя в цвете полезно посмотреть работу в тоне, чтобы понять правильно ли решен свет и объемы.
Однако, перевести в Ч/б н такая банальная операция, как может показаться. В фотошоп как минимум 4 стандартных способа это сделать, и каждый из них дает различный результат. Давайте на коротком тесте разберемся какой правильный.

Цвет и тон совсем не близкие друг для друга понятия.
Тон (Яркость, Brightness) — для физики света, это мощность светового потока. Много света — ярко, мало — тьма.
Цвет (Hue, Чистый цвет) — это длина волны, расположение этого потока света в видимом спектре.
ТО есть мы можем говорить, что длина волны соответствует красному и имеет определенную яркость, а вот когда надо превратить цвет в яркость..вмешивается субъективное восприятие.
Мы могли ничего никуда не переводить и просто взять яркость потока красного цвета и показать ее в белом, но есть еще понятие «цветовой тон».

Цветовой тон — говорит нам, что даже чистые цвет одинаковой яркости воспринимаются нами не одинаково. Желтый выглядит самым ярким и светлым, Красный и Зеленый примерно одинаковы по тону, но не по интенсивности, а синие и фиолетовые самые темные.
В Классической схеме расположение цветов по цветовому тону выглядит так:

4color-values-yorgbv

Конечно нам необходимо, чтобы цветовой тон работал, при переводе в Ч/б. Особенно, если мы хотим понять, как смотрятся наши объемы и пятна света.
В Ч/Б мы будем переводить фрагмент моей работы для новой серии Etherlords (c) Nival, в ней много теплых-холодных цветов, будет хорошо видно влияние цветового тона. Для наглядности, я разместил рядом спектр с чистыми цветами и переходами.

2015_03_08_gray001

Самый простой, быстрый и популярный способ перевода картинки в ч/б Desaturate (Ctrl+Shift+U), того же же результата можно добиться вызвав Hue/Saturation (Cntr+U) и убрав Saturation в ноль. И что мы видим?
Все грустно! Все цвета обесцвечены равномерно, особенно хорошо это видно на палитре. Все превратилось в равномерный градиент. Никакой разницы по цветовому тоне, желтый такой же темный, как и синий.. и это видно по картинке. Она потеряла в контрасте, посерела. Методом этим пользоваться нельзя.

2015_03_08_gray002

Еще один прямолинейный способ без настроек.
Mode > Grayscale
Получаем совершенно иную картину.. Довольно странную, тоже никак не совпадающую с представлениями о цветовом тоне. Красный сильно темнее зеленого, синие тоже провалились, а вот зеленые в желтые напротив почти уравнялись. Горячий гоблин из-за этого больше похож на черную дыру.

2015_03_08_gray006

Совершенно по другому работает способ, когда мы поверх создаем слой, заливаем его чистым серым, переводим режим наложения в Saturation (или Color). Как видно на палитре, здесь уже работают соотношения светов в зависимости от цветового тона. Белыми точками отмечены равные по тону участки чистых цветов.
Видим, что они расположились не совсем по классике, красный темнее зеленого, но между тем результат близок к восприятию. Картинка тоже довольно привлекательная, ясно видно, что зеленая трава светлее синего дракона.

2015_03_08_gray003

Есть в фотошопе еще один способ перевода картинки в Ч/б, причем самый гибкий.
Adjustments > Black & White  — он позволяет каждому из каналов придать, то значение, которое вам заблагорассудиться. По умолчанию он показывает такую картинку:

2015_03_08_gray004

Очень сбалансирована. Красный и зеленый равны, желтый и бирюзовый тоже.
Но все-таки на мой субъективный взгляд надо чуть поправить.
У меня родились такие параметры исходя из восприятия.
Эффект Black & White можно создать корректирующим слоем поверх и включать его по мере необходимости.

2015_03_08_gray005

Впрочем.. это уже нюансы:)

Update:
Вдогонку посоветовали еще один способ перевода в ч/б. С помощью настройки препросмотра цветового пространства и Ctrl+Y.

2015_03_08_gray007

Очень удобно в использовании… но, если посмотреть на палитру и разницу в цветовом тоне.. то видим ту же картинку, что и при переводе методом Mode > Grayscale, но отчего-то светлее. Зеленые, Желтые, Бирюзовые очень близки по тону, Синие и Красные уходят в темное.
2015_03_08_gray008Забавно, что в Фотошопе столько методов перевода в Ч/б, и очень странно, что все они дают различную картинку, хотя большинство из них не имеют никаких тонких настроек.

Конечно, эту статью можно было свести к фразе:
Не пользуйтесь Ctrl+Shift+U, лучше Серый слой в Saturation Mode, но так понятней и наглядней)

PS. Кроме цветового тона, есть еще цветовой контраст, контраст теплого и холодного, контрасты насыщенности. Все это тоже работает, все это  необходимо учитывать. Равные по тону красный и зеленый не будут восприниматься равнозначно в цвете, красный намного активней. Точно так же, более насыщенный участок будет привлекать к себе больше внимания, даже если он равен по тону с менее насыщенным. Это я все к тому, что проверка тонового решения в полноцветной работе — это хорошо, но тоновые акценты не единственные, только на нее ориентироваться не стоит.