Этот текст был написан для доклада на CGCобытие’07.
Где собственно этот доклад и был проведен.

Доклад во многом экспериментальный.
То о чем я буду говорить в основном мысли личные, с одной стороны это плюс, так как возможно кто-то услышит что-то новое для себя, возьмет нужный ему вектор развития, а с другой стороны, мысли могут показаться некоторым очевидными или напротив очень неоднозначными и спорными. Вам решать, что взять для себя нужного в этом небольшом докладе. Все что я буду говорить здесь, не претендует на истину, более того, нет никаких гарантий, что в вашем случае или в вашем проекте это будет работать, на самом деле кроме вас никто в этой жизни вам ничего гарантировать не может.

Мы рассмотрим арт под необычным углом. И я бы даже сказал не под одним :)
Это арт и коммерческое составляющее, потому что многие здесь делают арт для проектов, которые неплохо было бы после кому-нибудь да продать. Причем успешный в этом плане арт может быть основан как на поп-символах, так и на новых неординарных идеях и подходах. Где эти идеи брать мы тоже попробуем понять, хотя эта тема достойна отдельного доклада и не на один час. Постараемся рассмотреть такую неуловимую тему как арт и эмоциональное составляющее…

Итак. Визуальное искусство – мощный источник информации. Громадное количество своего жизненного опыта человек впитывает именно через визуал. Если слова хороший способ обмена информацией, то Арт может стать языком чувств и эмоций. Позволяя переживать новые переживания, он часто привлекает к себе внимание огромного количества людей.

В игровой индустрии Арт часто задает успех новому проекту. Это то, что создает иллюзию успеха и вызывает неподдельный интерес к проекту уже тогда, когда по сути проект существует только на бумаге и работа над ним только начинается.

Так что же определяет Арт успешный?
Я намеренно не буду ничего структурировать и разбивать по пунктам, чуть позже объясню почему.

Сразу же хочу обратить ваше внимания на два метода.
Метод шаблонный, метод так называемых поп-символов и
метод новых идей то есть создания нового опыта для зрителя.

Шаблонный метод проверен годами и хорошо работает, есть древние поп-символы, такие как например обнаженная натура, насилие, кровь, готика и т.д. есть поп-символы, которые посвежее, их диктует текущая мода. Работа с голой грудью привлечет куда больше внимания, чем без нее. Все же, несмотря на то, что многие ругают их вдоль и поперек, поп-символы это не плохо, главное, чтобы они не являлись самоцелью в работе! Если не брать крайности, вроде той, где кроме голой груди с мечем смотреть больше не на что, то подобные шаблоны это то, что связывает зрителя с его привычной реальностью, ему нужна это связь, хотя бы для того, чтобы комфортно войти в работу и воспринять вашу идею.

Что-то абсолютно новое, человек отторгает.
На самом деле одна из основных причин, почему простому человеку интересен арт необычный и почему он вообще играет в игры, это банальный уход от реальности.
Большинство из нас не могут долго находиться в этом мире, и им нужно что-то новое, что-то что разбавит их циклическое мышление.
Представьте себе этот обряд перехода. Сразу же становится понятно, что человеку нужно время на адаптацию, ему нужно что-то знакомое, зацепка в которую он с радостью поверит, а там где одна зацепка, там может быть и следующая… так шаг за шагом он верит в новый мир, сталкиваясь к конце концов с вещами абсолютно невообразимыми.

Итак вывод:
хотите подать что-то новое, не спешите, проложитемостик для удобного погружения в вашу реальность, и тогда, после погружения, зритель будет ваш и готов верить и воспринимать все что угодно.

В работах старых мастеров этому придавали огромное значение. Обратите внимание. Как там проработан вход в работу. Ведь каждый раз начиная работать Художник создает свою маленькую реальность.

Кстати, стоит сказать о невообразимом и уникальном, то есть нешаблонном в вашем концепте. Лучше пусть у вас будет АКЦЕНТ ОДИН и ЯРКИЙ. Вы должны быть всегда в состоянии определить идею одним предложением, одним ярким образом, много мелких мелочей тут не спасут.
Извечный закон — частное не должно забивать целое.

Как же и где искать этот яркий элемент?
Эту идею, которая будет основанная в нашей работе…
На этот вопрос я не смогу дать вам однозначного ответа.

Дело в том, что все мы с детства воспитывались на каких-то шаблонах, даже если посмотреть на наш способ мышления, на наш способ общения, это какие-то шаблоны, слова всего лишь своеобразные ярлыки.. Сейчас, когда я говорю с вами, каждое мое слово взывает к вашему опыту и вытаскивает оттуда.. из вашей памяти, какое-то событие или переживание, к которому это слово как-то относится и с помощью такого вот анализа вы приходите к тому или иному решению или мнению с какой-то эмоциональной окраской. По сути словами очень сложно донести новый опыт, во всяком случае опыт эмоциональный или чувственный… именно по той причине, что слова это шаблоны.

Арт тоже во многом обращается к вашим внутренним шаблонам, как мы уже об этом говорили, но в тоже время Арт способен нести абсолютно новый опыт зрителю, то что вы никогда не видели, то что вы никогда не чувствовали… и вот такие вещи выводят Арт на совершенно иной уровень общения, на уровень эмоциональный, чувственный, уровень который может донести гораздо больше переживаний и открывать что-то новое в человеке.

И даже если мы говорим об использовании шаблонов в Арте, есть огромное количество составляющих.. грубо говоря если слов у вас ограниченное количество, то в визуальном искусстве начиная с сюжета и образа и спускаясь на более низкий уровень к таким элементам как мазок например и цветовые сочетания, яркое пятно в композиции.. комбинируя все что угодно… То есть даже если отталкиваться от мысли, что все что мы видим, все что мы чувствуем действительно основано на нашей памяти как на таком шаблонном анализе материала, то даже здесь количество в визуале настолько огромно, что можно находить постоянно новые сочетания, настолько новые, что многих они буквально поражают.

Так как же все-таки избавится от шаблонов в мышлении?

Представим два метода мышления.

Метод логический и интуитивный.

Метод логический предполагает какую-то логическую цепочку, этому методу нас учат с самого детства и мы им активно пользуемся в реальной жизни. Он основан на причине и следствии например, то есть мы строим определенную причинно-следственную цепочку и в конце получаем результат. И если в конце мы этот результат получаем, мы всю цепочку запоминаем и используем дальше в схожих ситуациях. Если мы этот результат не получаем, мы цепочку отбрасываем и начинаем строить новую возвращаясь обратно к исходным данным.

Дело в том, что в принципе способом причинно-следственной связи, способом такой логической цепочки построить что-то новое очень сложно. Именно потому что на каждом этапе мы идем от шаблона к шаблону.

Есть другой метод.
Можно сказать.. более интуитивный.
Способ мышления этот можно представить не как цепочку, а например как пазл. То есть картина вашей задачи формируется постепенно, кусочек за кусочком, причем в каких-то часто на первый взгляд неочевидных местах в общей картине, и не связанных с центром.. вы формируете картинку, формируете вашу основную идею.

Тут важно понимать, что каждый кусочек вашего пазла может составить цельную картину, и когда кусочков наберется достаточно много, например процентов 40… и вы вдруг поймете… действительно поймете, что там изображено, у вас наступает такой момент прозрения, где очень четко и ясно вы видите решение и оно кажется вам простым и очевидным.

В идеале такой способ позволяет находить решения быстрее и часто вытаскивать их из самых невообразимых мест.

Но… но такого прозрения может и не наступить. То есть кусочки пазлов могут быть из разных мест, из различных картин, и в результате общей картины у нас не получается, а получается каша. Конечно ничего не мешает вам отбросить куски, которые вносят хаос, главное понять это на нужном этапе.

В этом и сложность интуитивного метода, что эти отправные точки, элементы от которых вы будете искать связь с центром вашего решения, они не очевидны. Они не являются следствием, не участвуют в цепочке, они сугубо интуитивны.

Если резюмировать, то основная разница логического метода от интуитивного в том, что в первом мы отталкиваемся от исходных данных, а во втором мы как бы отталкиваемся от центра будущего решения. При чем, как вы понимаете решения на этот момент, мы еще не знаем :)

В роли отправных точек вы будете выбирать то, что вы чувствуете, там где вы ощущаете русло решения или русло успеха.
На понятие «русло» хотел бы обратить ваше внимание.
Чтобы пазл собрался, этому методу просто необходимо направление. Именно направление должно стать для вас своеобразным коридором в формировании общей картины, стержнем будущей идеи.

Боюсь, что систематизировать такой способ мышления очень сложно, вообще сам способ систематизации он уже является шаблонным, именно поэтому мой доклад сейчас не содержит никаких пунктов и четких способов решений, и выкладывать вам определенную структуру достижения успеха или генерации новой идеи.

Вообще основная задача отойти от привычных структур и поискать новые методы.

Еще одна весьма интересная особенность.

Это — ракурс или точка зрения.

Действительно ракурс, в котором идет подача он очень важен. Вообще, ракурс в этой жизни меняет практически все. Ракурс любого вопроса способен изменить суть самого вопроса. Это важно.

Чаще всего ракурс идеи называют новой идеей. Это в самом деле похоже на правду…
Новые взгляды — переворачивают мир:)
Даже если вы делаете, то что популярно, покажите, как в вашем ракурсе это необычно.

Причем работать с ракурсом не так сложно. Достаточно быть внимательным к внешнему миру, у каждого свои взгляды, свое виденье. Попробуйте различные взгляды на различные вещи свободно менять местами и становится понятно, что обыденное все еще может удивлять.

А еще держитесь за главное.
Главное Арт несет чувства и эмоции, новые переживания и новый опыт.

Посмотрите на Визуальное искусство как на способ общения.
Я даже уверен, что, в конце концов, мы, в самом деле, способны развить его до уровня языка. Языка, который будет содержать меньше шаблонов и будет менее структурирован, но намного точнее и полнее будет доносить наши эмоциональные состояния, нести новый опыт.