Целью статьи является собрать воедину все самые значительные законы тона в рисунке,
это те знания, которые надо помнить как в начале так и в конце обучения, а понимание их приходит с годами.
Материал не претендует на полноту, а автор не претендует на роль учителя,
и все же я надеюсь, что эта статья даст Вам не плохой толчок для дальнейшего самообразования.


ТОН и СВЕТ

-Ложки не существует…
(из кинофильма «Матрица»)

Оглянитесь…
Вы все еще думаете, что Вы видите предметы вокруг себя?
Ошибаетесь! Нет никаких предметов!
Вы видите всего лишь свет, отраженный от них, именно его Вам и надо рисовать! Важно не только просто понимать это, но и постоянно держать это в голове во время работы. Знание строения формы так же очень важно (к этому вопросу мы подойдем вплотную в другой статье), но рисует художник только свет.
Свет проходит сложный путь, отражаясь и преломляясь. Художник рисует именно эту сложную световую среду, глядя цельно, постепенно проявляя свет и углубляя тени, сравнивая между собой световые и теневые пятна. Проще говоря, никогда не рисуйте предмет отдельно от поверхности, на которой он стоит, вообще никогда не рисуйте предмет, рисуйте свет на нем относительно общей световой среды, в которой он находится.

Итак, начнем с простого…
На любом предмете, какой бы величины и формы он ни был, ВСЕГДА ЕСТЬ

1. свет (и особое место на нем «блик»)
2. полутень
3. собственная тень
4. рефлекс (отраженный свет)
5. падающая тень

Причем! Рефлекс всегда чуть темнее полутени. Падающая тень всегда темнее собственной. Эта схема всегда работает, когда предмет и поверхность, на которой он находится, равны по тону. Если они разные по тону соответственно все параметры сдвигаются в том или ином направлении. Четкость и яркость всех этих вещей зависит от отражающих способностей материала предмета.
Хотелось бы немного заострить ваше внимание на блике. Блик это не просто самая яркая часть в области света, это прямой свет отраженный от объекта и попавший вам в глаз.
Блик скользит по объекту всегда стараясь смотреть вам в глаза, то есть если вы посмотрите на объект с разных сторон, то блик будет следовать за вашими глазами, но при этом в остальном освещение на объекте останется неизменным.
Не забывайте так же о работе на отношениях. Постоянно сравнивайте между собой освещение на различных объектах. На самом деле почти никогда не бывает двух одинаково освещенных участков, ищите разницу!
Не существует так же белого света или черной тени, обходите эти цвета всеми силами!
Возможно, чтобы набрать нужный контраст, Вам нужно погасить или набрать рядом лежащий свет, а не писать белым или черным.

Объем.
Вы, наверное, прекрасно понимаете, что листок бумаги штука плоская, а натура имеет объем. Ваша задача не проста — предать объем _на плоскости_. Для этого недостаточно просто срисовать то, что Вы видите. Подходить к рисунку нужно со знанием его восприятия, создавая иллюзию объема для зрителя.
На свету всегда следует прорабатывать больше деталей, именно так он должен выделиться и выйти на передний план, в тени все детали обобщать, но уделять особое внимание форме самой тени как падающей, так и собственной, (важно) от этого прямым образом зависит форма предмета!
Тоже самое происходит и с контрастами.
Контрастные места выдвигают форму, их глаз выхватит первыми в Вашей работе.
Постоянно следите за общей освещенностью вашего объекта,
Помните чем ближе форма к свету, тем ярче на ней свет и контрастней тень! Взгляните на эту фигуру человека…

Я специально взял фото и обработал его постелизацией,
чтобы перепады тона были четче видны.
Видно. Голова и плечи освещены лучше всего, дальше свет теряет силу и тени не такие глубокие. Но это всего лишь фото, в рисунке Вы должны полноценно использовать мощный инструмент под именем «СВЕТ», в нужных местах расставьте акценты, наберите контрасты или наоборот «погасите» форму и Ваша работа оживет.
Постарайтесь выжать с него все, на что он способен!
А ведь он способен творить чудеса, которые не под силу ни одной фотографии…

Если Вас заинтересовала эта статья, думаю, Вам следует обратиться к более серьезной литературе. Здесь мало и очень бегло… :)
Цель этой статьи скорее проявить у Вас интерес к предмету, нежели научить чему-то…

Совет:
Карандаш в зубы (мягкий), резинку послать подальше…
Делаем быстрые наброски с натуры. Линией ищите только общую динамику движения, возможно, найдите так же наклон плечевого и тазового пояса, остальное рисуете тоном и только тоном.
На один набросок 2-3 мин.

Роман Гуро. 2003. 01. 09